Одна из стратегических транспортных магистралей страны — легендарный БАМ. Грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. В этом году исполняется 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, которая в наши дни переживает настоящее второе рождение.
Владимир Шевченко впервые попал на Байкало-Амурскую магистраль еще в 70-х. А недавно вернулся за рычаги экскаватора — на дороге вновь началась стройка. По майскому указу президента, к 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти в полтора раза, до 180 миллионов тонн.
«Тут мерзлота; чтобы не было оттайки земполотна, чтобы не проседало, делается укрепление. Грузопоток будет увеличиваться, это ж, наверное, денежка государства. Вы видите сколько контейнеров идет, уже не морем везут, а кратчайший путь. БАМ нужен, я так считаю», — говорит машинист экскаватора Владимир Шевченко.
Нужен — это ключевое слово. Четыре с лишним тысячи километров БАМа в конце прошлого века вместе с Владимиром Шевченко строили два миллиона человек. А в 90-х их труд стали называть напрасным, якобы это дорога в никуда. Но оказалось, что у самого амбициозного проекта советских времен большое будущее.
Магистраль необходима, чтобы развивать Сибирские и Дальневосточные регионы, выгодно торговать с Китаем, Кореей и Японией, осваивать месторождения — Эльгинское угольное, Олекминское железорудное и другие. Для доступа к полезным ископаемым планируется построить 12 новых ответвлений. После реконструкции здесь смогут пройти самые тяжелые составы — потребители быстрее получат товары и сырье.
«За счет смены железобетонных шпал, которые меняют соответственно деревянные шпалы, за счет реконструкции и строительства мостов и искусственных сооружений, за счет открытия новых тоннелей, все это позволит нам увеличить предельно максимальную загрузку, разрешенную для железнодорожных вагонов, тем самым в одном составе по весу может провозиться больше грузов», — рассказывает генеральный директор УК «Бамстроймеханизация» Александр Чернояров.
Люди работают в любую погоду, а техника может пройти только зимой — по твердому грунту, и остается на объекте до следующих заморозков. Из-за этого отдаленные стройплощадки называют «островами». Как и в 70-е, на БАМ едут не только за романтикой и запахом тайги.
«Мы совмещаем. Мы чувствуем романтику. И за эту романтику нам платят зарплату. Одного без другого не может быть никак», — признается машинист бульдозера Игорь Кузьмин.
БАМ обновляют не только машинисты бульдозеров, но и программисты. Чтобы поезда точно ходили по расписанию, новые участки полностью автоматизируют — движением управляет искусственный интеллект.
«То, что ранее осуществлялось человеком в большей степени, сейчас это осуществляет компьютер. То есть системы фактически принимают решения о том, каким образом должен двигаться поезд, каким должно быть распределение поездов на станции, какие должны быть сформированы расстояния между движущимися поездами. Благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству с РЖД мы накопили огромный опыт работы и аккумулировали передовые технологии», — сообщает исполнительный директор «Группы компаний 1520» Алексей Давыдов.
Чтобы не было пробок, а они случаются и на железной дороге, будет больше участков с двумя путями. Всего в год юбилея БАМа строители сдадут 80 объектов. Второе рождение переживает и другая важнейшая магистраль — Транссиб.
Летом откроют новый мост через реку Зея в Амурской области — уже готовы все пролеты. Длина этого грандиозного инженерного сооружения — один километр. Таких железнодорожных мостов на Дальнем Востоке не строили 40 лет.