Наряду со строительством разъездов и вторых путей, на БАМе ведется техническое перевооружение лимитирующих участков. «Бамстроймеханизация», входящая в Группу компаний 1520, на линии Ургал – Комсомольск Дальневосточной магистрали развернула работы по устройству автоблокировки и модернизации устройств энергоснабжения.
Необходимость технического перевооружения этого участка связана с перспективой увеличения объемов грузоперевозок в порты Дальнего Востока до 2025 года. Сегодня линия Ургал – Комсомольск – единственная на главном ходу БАМа оборудована системой полуавтоматической блокировки. Она имеет предельную пропускную способность не более 11 пар поездов в сутки. С учетом внедрения автоблокировки эта цифра увеличится в два раза.
- Проект включает прокладку магистрального кабеля автоблокировки на всем участке от Нового Ургала до Комсомольска (общая протяженность траншеи – 500 км, а длина кабеля – 1680 км), замену станционных светофоров в связи с необходимостью изменения сигнализации 36 станций, модернизацию устройств энергоснабжения из-за текущего износа и увеличения потребляемой мощности при включении новых устройств. Также будет размещаться новое оборудования АБТЦ в существующих постах ЭЦ или во вновь устанавливаемых модульных зданиях МК АТС, - рассказывает руководитель проекта «Бамстроймеханизации» Сергей Селиверстов. - Кроме того, в целях обеспечения безопасности движения поездов на участке предусмотрено строительство дополнительных средств контроля подвижного состава КТСМ (6 единиц), обеспечивающих контроль нагрева буксовых узлов подвижного состава, строительство дополнительных устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС), оборудование технологических помещений, в которых размещается оборудование СЦБ, связи, системой автоматического пожаротушения.
Сегодня уже практически завершены самые ресурсоемкие работы по прокладке магистрального кабеля автоблокировки. В настоящее время на станциях и перегонах идет монтаж напольного оборудования СЦБ: светофоров, шкафов, путевых ящиков, а также различных устройств в существующих постах ЭЦ. На 25 станциях будут установлены модульные посты. На участке Ургал – Постышево ведутся подготовительные работы для установки трансформаторных подстанций.
- Применяемая система автоблокировки является новейшей отечественной разработкой. Пока она действует только на Кольцевой железной дороге в Москве и на железнодорожном обходе Украины. Сейчас внедряется на Дальневосточной магистрали, - подчеркивает Сергей Селиверстов. - Основными достоинствами системы АБТЦ-МШ является гибкость конфигурации самой системы применительно к местным условиям, наличие средств самодиагностики, современная элементная база, обеспечивающая стабильное функционирование системы, централизованное размещение оборудования. В целом это сокращает эксплуатационные расходы железной дороги.
Внедряемая система автоблокировки построена по принципу централизованного размещения оборудования, при этом на перегонах устанавливается минимальное количество устройств (только путевые ящики, светофоры на перегонах отсутствуют). Все оборудование монтируется непосредственно на станциях, ограничивающих перегоны системой автоблокировки (в существующих постах ЭЦ или в модульных зданиях). Информация с перегонов передается на станции по вновь укладываемому магистральному кабелю СЦБ.
На участке Ургал – 1 – Комсомольск-2 работают три специализированные подрядные организации (ООО «СМП-807», ООО «ЦУП ЖАТ», ООО «СМУ-861»). Более 150 человек задействованы на монтаже оборудования.
В 2018 году запланирован ввод автоблокировки в постоянную эксплуатацию на участках Комсомольск-2 – Горин (92 км) и Ургал-1 – Солони (53 км). На участке Горин – Солони (350 км) запустить движение поездов с помощью автоблокировки планируется в 2019 году. Это даст увеличение пропускной способности линии Новый Ургал – Комсомольск в два раза.