Гудок, выпуск № 122
Павел Усов, соб. корр. «Гудка»

За счёт модернизации БАМа не только появляются новые объекты, но и стабилизируется работа действующей инфраструктуры.

Большая стройка развернулась в Тындинском регионе ДВЖД в рамках программы развития Восточного полигона. В частности, на однопутной линии Тында – Хани строятся 11 разъездов и вторые пути на участке Олёкма – 1945-й км.
На ряде объектов завершены основные земляные работы и начинается укладка верхнего строения пути.

Первые приёмо-отправочные пути появятся на разъездах Моховой (перегон Хорогочи – Кутыкан) и Глухариный (Лумбир – Хорогочи). На других объектах механизаторы компании-подрядчика «Бамстроймеханизация» продолжают реконструкцию земляного полотна, которое было отсыпано ещё 40 лет назад при сооружении БАМа (изначально участок от Лены до Тынды строился под два пути), строители разрабатывают водоотводные канавы для защиты насыпи.

В некоторых местах требуется дополнительный объём работ. Так, на разъезде Студенческий (перегон Чильчи – Марихта) механизированная колонна № 7 ведёт разработку скальной выемки. Новый проект потребовал её расширения для обеспечения безопасности движения. Высота скалы доходит до 32 м, и механизаторам предстоит сделать шире 400-метровый участок. Поверхность выемки укрепят металлической противоосыпной сеткой.
«Скала очень крепкая, экскаватору с ней справиться сложно. Обычно в таких ситуациях используют взрывы, но мы работаем рядом с действующей железной дорогой, и взрывать здесь запрещено. Поэтому разрыхляем породу буровыми станками на глубину 3 м, делаем отверстия каждые 40 см, далее за дело берутся бульдозеристы», – рассказал мастер мехколонны № 7 Константин Дианов.

Кроме того, на всех раздельных пунктах нужно максимально защитить путь от деформаций земполотна вследствие изменений состояния вечной мерзлоты. Это главная задача, которую ставят проектировщики перед подрядчиками. Поэтому на разъездах используют геомембрану, пенополистирол, геотекстиль, укрепляют откосы фракционным камнем. Также возводится охлаждающая берма, которая должна способствовать сохранению вечной мерзлоты в основании насыпи, предотвращать оттаивание грунта и тем самым стабилизировать земполотно под верхним строением пути.

Эта технология применяется и на других участках Тындинского региона, в том числе на линии Тында – Бамовская (так называемый Малый БАМ), где готовится к открытию разъезд Мохортов.

Как пояснили в Дальневосточной дирекции инфраструктуры, вызванные криогенными изменениями деформации негативно влияют на скорость поездов, пропускную и провозную способность, создают риски для безопасности движения. На магистрали принимают меры, чтобы не допустить нештатных случаев. Силами дистанций пути регулярно проводится визуальный осмотр, организованы поездки путеизмерительных вагонов, проводит исследования Тындинская мерзлотная станция Центра искусственных сооружений.

Безусловно, закладываемые при строительстве дополнительных объектов на БАМе противодеформационные меры должны также повлиять на состояние инфраструктуры. «При строительстве разъезда используются новые технологии, современные материалы. В первую очередь хочется отметить укрепление насыпи камнем. Это поможет стабилизировать земполотно и предотвратить в будущем просадки пути за счёт сохранения вечной мерзлоты, – пояснил начальник участка Тындинской дистанции пути Константин Козырев. – На ряде участков мы сталкиваемся с постоянными просадками, пучинами из-за оттаивания грунта в основании насыпи, на Мохортове же предусмотрена защита от капризов вечной мерзлоты».

Технология укрепления насыпей и бермы фракционным камнем признана успешной и будет использоваться на всех строящихся объектах Восточного полигона, где это необходимо.

22 июля 2016, пятница