В 2019 году «Бамстроймеханизация», входящая в группу компаний «1520», отмечает 45-летие основания предприятия. История компании неразрывно связана с Байкало-Амурской магистралью.
Специализированный трест «Бамстроймеханизация» был создан для выполнения земляных работ на БАМе приказом Минтрансстроя СССР от 10 ноября 1974 года. Силы треста сразу были брошены на центральный участок магистрали и соединительные линии БАМ – Тында и Тында – Беркакит. Всего на Байкало-Амурской магистрали коллективом БСМ было построено 1239 км земполотна под главный железнодорожный путь и 981 км притрассовых автомобильных дорог. Разработано 220 млн кубометров грунта. Выполнить такие объёмы было бы невозможно без большой концентрации техники, в том числе специально приспособленной для разработки скальных и вечномёрзлых грунтов, составляющих 60% общего объёма, а также без высоко¬квалифицированных специалистов, обслуживающих эту технику.
Возведение БАМа было первым и самым важным этапом развития предприятия. Коллектив всегда справлялся с поставленными задачами. В историю транспортного строительства страны компания внесла огромный вклад миллионами кубометров отсыпанного грунта, тысячами километров построенных железных и автомобильных дорог, десятками возведённых площадок под аэропорты, вокзалы, терминалы.
1990-е годы вошли в летопись предприятия стройками железнодорожной линии Беркакит – Томмот, Амуро-Якутской автодороги, федеральной трассы «Амур» и другими проектами. В 1992 году трест был акционирован. В 2000-х транспортное строительство на Дальнем Востоке заметно оживилось, и «Бамстроймеханизация» смогла расширить свою географию и масштабы работы. Мехколонны строили подъездные пути к Эльгинскому месторождению каменного угля, автодороги и железную дорогу на Сахалине. Компания стала заключать крупные контракты по строительству железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.
Уже к 2005 году «Бамстроймеханизация» стала одной из самых технически оснащённых строительных компаний не только Дальнего Востока, но и всей России. Сегодня компания использует современную технику ведущих мировых производителей, успешно сотрудничает с отечественными и зарубежными партнёрами. В компании трудятся высококвалифицированные специалисты. При строительстве дорог применяются передовые технологии управления дорожно-строительной техникой.
– На реконструкции федеральной автодороги «Лена» мы используем швейцарскую систему 3D нивелирования iCon Leica Geosystems, позволяющую повысить качество работ при планировке основной площадки земляного полотна, – рассказывает главный маркшейдер «Бамстроймеханизации» Денис Истомин. – В бортовой компьютер грейдера загружается цифровая модель местности, управление отвалом машины происходит через спутник системой Leica PowerGrade, которая применяется при формировании полотна с заданными поперечным уклоном и продольным профилем с использованием ультразвуковых датчиков. Это экономит время, так как не требуется помощь геодезиста при подготовке дороги под укладку асфальта. Данная технология заметно увеличивает производительность, оптимизирует затраты материалов при земляных работах.
Ударный бамовский опыт молодёжи передают ветераны компании. Такие как Валерий Медведев. В «Бамстроймеханизацию» он пришёл в 1984 году, после окончания отделения «Автомобильные дороги и мосты» Иркутского политехнического института. За 35 лет работы в «Бамстроймеханизации» Валерий Михайлович прошёл путь от бригадира по земляному полотну до директора мехколонны, а сейчас почётный транспортный строитель России руководит промышленной базой ООО «МК-7» в Тынде.
– В 1980-е годы мы сдавали в постоянную эксплуатацию главный путь БАМа, а сейчас трудимся на строительстве новых разъездов и вторых путей, – говорит Валерий Медведев. – На линии Хани – Тында у нашей мехколонны в работе 10 строй¬площадок. Высокая степень готовности у разъездов Мостовой, Студенческий, Морошка, Багульный. На днях скрещивать поезда начнёт разъезд Моховой. Подготовлено земляное полотно под укладку вторых путей на перегонах Юктали – Талума и Кутыкан – Кувыкта. В последние два года сдана в эксплуатацию после реконструкции станция Улак и построен новый разъезд Московский Комсомолец. Работы много, это означает, что труд механизаторов востребован. А люди и техника не подведут. У нас в арсенале экскаваторы KOBELCO, самосвалы ASTRA, VOLVO, два года назад получили новенькие КамАЗы. Проект модернизации Восточного полигона вдохнул в магистраль новую жизнь.
В дни празднования 45-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали в Тынде состоялся торжественный запуск третьего пучка сортировочной горки средней мощности. «Бамстроймеханизация» передала железнодорожникам современную горку, оборудованную комплексной системой автоматизированного управления сортировочным процессом. После первого показательного роспуска вагонов генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров пожал руки специалистам компании и поблагодарил их за качественно выполненную работу. В рамках масштабной реконструкции станция Тында получила новую систему освещения, дополнительные приёмоотправочные пути. Завершаются пусконаладочные работы на четвёртом пучке. В августе горка сможет работать на полную мощность.
Компания обладает мощной производственной базой. В техническом парке находится более 800 единиц основной строительной техники. Готовность техники обеспечивают собственные ремонтные базы, как центральные мастерские, так и передвижные ремонтные комплексы. Важные производственные активы компании – собственные асфальтовый и щебёночный заводы. В штате «Бам-строймеханизации» почти 2000 человек – это команда высококлассных специалистов, которые обладают уникальными компетенциями и опытом строительства в сложных природно-климатических условиях.
«Бамстроймеханизация» является крупным налогоплательщиком, при этом компания тесно сотрудничает с местными и региональными органами власти в рамках социального партнёрства. Существенную помощь оказывает школам и спортивным объектам.
За годы своей деятельности компания успешно реализовала десятки проектов, среди которых наиболее значимые для всей страны строительство Байкало-Амурской магистрали, олимпийских объектов в Сочи, реконструкция федеральной трассы «Лена», развитие железных дорог Восточного полигона, строительство новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово в российском Черноземье. География производства работ масштабна. Однако основная территория деятельности высокопрофессионального коллектива – это Восточный полигон, Дальний Восток.