Зачем успешному бизнесу социальные программы? Есть обильные заказы, сжатые сроки, все капиталы в деле, люди и техника заняты сверх меры, а тут приходится отвлекать силы и средства, добавлять себе "головной боли", чтобы сделать что-то пусть и полезное и кому-то очень нужное, но не связанное с основной деятельностью компании.
Конечно, социальные программы и благотворительность улучшают репутацию и добавляют привлекательности, но у умных и дальновидных предпринимателей есть и вполне практические расчеты.
"Бамстроймеханизация" (БСМ), входящая в "Группу компаний 1520", - ведущая производственно-инжиниринговая компания, один из лидеров в транспортном строительстве на Дальнем Востоке. БСМ была образована в 1974 году, строила Байкало-Амурскую магистраль и теперь активно участвует в ее реконструкции. В компании помнят о временах грандиозной всесоюзной стройки, гордятся трудовыми подвигами, но не забывают и о печальных уроках: на первом месте всегда стояли только километры построенной магистрали, а вот о том, как будут жить люди, думали в последнюю очередь. Запустение на БАМе, растянувшееся на долгие десятилетия, было связано в том числе и с этим пренебрежением.
Но время прошло, уроки извлечены, государство и бизнес поумнели. Места на БАМе суровые, люди совсем не избалованы обилием современной социальной инфраструктуры и услуг, и в БСМ хотят по мере сил улучшать ситуацию, не скрывая при этом и своего долговременного практического интереса.
- Для того, чтобы в Тынде оставалась молодежь, образовывались новые семьи, сегодня необходимо создавать и развивать социальную инфраструктуру города - школы, детские сады, спортивные комплексы, учреждения культуры. "Бамстроймеханизация" это понимает еще и потому, что компании нужны новые кадры - строители, которые будут модернизировать Байкало-Амурскую магистраль. И в рамках социального партнерства с администрацией города Тынды мы всегда готовы оказывать поддержку в этом направлении, - подчеркивает генеральный директор УК "Бамстроймеханизация" Александр Чернояров.
У БСМ слова не расходятся с делом. Вот лишь несколько примеров. Компания построила за свой счет и поддерживает единственную в Амурской области горнолыжную базу "Усть-Корал" - она входит в пятерку лучших в Сибири и на Дальнем Востоке, здесь проводятся межрегиональные соревнования по горным лыжам и сноуборду.
Модернизирован городской спорткомплекс "Олимп" с 25-метровым бассейном. "Бамстроймеханизация" и тындинская школа №7 - давние социальные партнеры. БСМ ежегодно вкладывает средства в модернизацию тындинской школы № 7, поддержку обучающихся здесь детей. Компания, в частности, профинансировала ремонт актового зала и приобретение звуковой аппаратуры. Открылся спортивный зал с современными тренажерами, закупленными БСМ. Школьники приняли участие в конкурсе "Я рисую БАМ" и в качестве подарков получили ноутбуки и планшеты.
БСМ выступила партнером губернаторской акции "С заботой о будущем", в рамках которой маме каждого малыша, родившегося в тындинском роддоме, вручается подарочный набор новорожденного.
Сегодня главная забота компании - Тындинский приют для детей в поселке Чильчи. На Новый год дети получили подарки, их всех свозили на губернаторскую елку в Благовещенск а потом в приют с поздравлениями приезжали актеры Тындинского театра.
В этом году БСМ займется благоустройством территории. Материалы уже завезли, как потеплеет - начнут строить беседки, укладывать асфальт, сажать деревья.
Компания многие годы остается и крупным работодателем. Кроме достойных заработков, БСМ привлекает наличием самых разных специальностей, возможностей профессионального роста, уважительным отношением к людям труда. В компании по праву гордятся тем, что среди ее работников есть уже целые династии. Так, уже давно работают в компании супруги Владимир и Галина Арские, а теперь к ним присоединилась и дочь Ольга. Алексей Истомин был слесарем, теперь работает машинистом, а главным маркшейдером ОТК трудится его сын Денис, инженером работает жена Дениса Ольга.
Леонид Петров за 27 лет прошел в "Бамстроймеханизации" путь от инженера-геодезиста до директора ООО "МК-74". В компании работают его жена Вера, сын Дмитрий, дочери Алена и Татьяна.
Леонид Иванович вспоминает:
- Я приехал на БАМ в 1977 году после окончания Киевского техникума транспортного строительства, когда мне было 19 лет. Конечно, БАМ, как молодежная стройка был окутан романтикой. Именно она и притягивала юношей и девушек со всего Советского Союза. Но на деле времени на песни под гитару у костра практически не оставалось. Забросят нас на вертолете из Усть-Нюкди в Олондо, мы 10 дней там работаем, прилетаем обратно, по графику 4 дня выходных положено, но их проводим не дома, а в конторе: делаем отчеты, обрабатываем документацию, а потом снова на участок.
Нас с курса приехало 16 человек, большинство проработали 2-3 года на БАМе и уехали домой. В Тынде спустя 42 года я остался один с нашего выпуска в техникуме. Конечно, я испытываю гордость, что был участником строительства БАМа. Это был действительно масштабный проект. Не зря же говорят, что это была стройка века и, я думаю, что вряд ли такой мега-проект когда-нибудь будет. Мы прошли не только колоссальную строительную школу, но и преодолели полосу препятствий. На нашем пути были непролазная тайга, комары, сильнейшие морозы, невыносимая жара.
- И сын все равно пошел по вашим стопам...
- Я брал его еще маленьким на участок. Как и любому мальчишке, ему было интересно наблюдать за работой техники. А на строительстве дорог можно увидеть все: и экскаваторы, и бульдозеры, и катки. Все это отложило свой отпечаток на выборе его будущей профессии. Уже 15 лет Дмитрий работает в МК-74.
Сегодня строит вторые пути на БАМе.Сейчас совершенно другие условия как у инженеров, так и у механизаторов. Нам нужно было делать чертежи, многочисленные расчеты на бумаге, а сегодня все параметры вносятся в компьютер, и уже программа выдает готовый результат. Механизаторы в конце 1970-х годов работали на тросовых экскаваторах, а сегодня везде гидравлика. Тогда еще не было опыта строительства железных дорог на вечной мерзлоте. У БАМа отличные перспективы. Я очень рад, что дело нашей молодости снова востребовано. Ведь в 1990-е годы магистраль практически была никому не нужна, по ней проходило несколько поездов в сутки, на разъездах разбирались рельсы и шпалы. Сегодня составы идут один за другим и понятно, что без вторых путей на БАМе уже не обойтись.
"К таким ветеранам, как Леонид Петров, у нас относятся с огромным уважением, ценят их опыт, учатся у них ответственному отношению к делу. Они - настоящая связь времен между строительством БАМа и его нынешней масштабной реконструкцией", - уверен генеральный директор Группы компаний 1520 Алексей Крапивин.